вторник, 16 декабря 2008 г.

Евгений Юфит. Некрореализм

Виктор Мазин о некрореализме:
Понятие некрореализм, введенное в оборот Юфитом в начале 1980-х, указывает на отсутствующее (некро) присутствие (реализм), на амбивалентность и неразрывность отношений жизни и нежизни, на двусмысленность некрорепрезентации. Амбивалентность некрореализма проявляется в умозрительном напряжении, которое возникает между позитивным (реализм) и негативным (некро) полюсами концептуального пространства. Это умозрительное напряжение выражается в том, что реальность, с которой сталкивается кинозритель, кинореальность — мертвая, нереальная реальность, некрореальность от(с)нятых когда-то образов реальности, и в то же время это — живая кинореальность, поскольку кинозритель воссоздает ее в своем психическом пространстве. С одной стороны, зритель видит объекты материального, реального мира, отождествляя их именно с таковыми. Но в то же время, это «всего лишь» репрезентации объектов реального мира, призрачные мембраны реальности.
Имитативный садизм — не призыв, но признак влечения смерти. Имитация садизма — демонстрация угрозы жизни. Если участие в эксперименте — главная цель героя, то он не сможет ее достичь в силу внутренней нечистоты. Рыцарь изнасилован. Опозоренный рыцарь — мнимый рыцарь. Впрочем, если бы герой был чист, гомогенен, не опорочен связью с другими, то цель все равно не была бы достигнута, ибо цель эта парадоксальным образом не имеет внешнего аттрактора, то есть фактически цель не является, хотя и декларируется в качестве таковой.
Евгений Юфит родился в Ленинграде в 1961 году. В начале 80-х организует перформансы и участвует в «неофициальных» художественных выставках Питера. В 1984 году создает подпольную студию «Мжалалафильм» и художественную группу некрореалистов. В 1985 году снимает свой первый короткометражный 16-мм фильм «Лесоруб». Его ранние опусы – «Санитары-оборотни» (1985), «Весна» (1987), «Вепри суицида» (1988) и «Мужество» (1988) сняты в некрореалистической стилистике (в этих лентах он выступает автором сценария, режиссером, оператором и монтажером одновременно); например, «Санитары-оборотни» – жесткая и бодрая история про трупаков, которые в лесу поймали и пытают матроса. К концу восьмидесятых некрореализм входит в моду, а Евгений Юфит становится известен как один из отцов-основателей «параллельного кино».
В 1988–1989 годах он учится в киношколе Александра Сокурова. В 1989 году на студии «Ленфильм» выходит первый 35-мм фильм Юфита «Рыцари поднебесья» (65 мин.), который фактически завершает фильмографию некрореализма. В девяностые Евгений Юфит снимает три полнометражные картины в сотрудничестве с художником Владимиром Масловым: «Папа, умер Дед Мороз» (1991), «Деревянная комната» (1995), «Серебряные головы» (1998). Фильм «Папа, умер Дед Мороз» получает Гран-при МКФ в Римини. И с этого момента новые ленты Юфита востребованы кинофестивалями (Роттердам, Локарно, Торонто, Монреаль и пр.) В 1997 году в Русском музее проходит выставка его кино- и фоторабот. В 1998 году выходит монография Виктора Мазина «Кабинет некрореализма», посвященная психоаналитическому исследованию творчества Евгения Юфита. Два последних фильма режиссера – «Убитые Молнией» (2002) и «Прямохождение» (2005).
Фильмография:
1984 — Санитары-оборотни режиссёр, монтажёр, оператор
1985 — Лесоруб режиссёр, монтажёр, оператор
1988 — Вепри суицида режиссёр, сценарист
1989 — Рыцари поднебесья художник, режиссёр, автор сценария
1991 — Папа, умер Дед Мороз художник, режиссёр
1992 — Трактористы II актёр
1995 — ДЕРЕВЯННАЯ КОМНАТА автор сценария, художник, режиссёр
1997 — Моцарт в Петербурге актер
1998 — Серебряные головы автор сценария, художник, режиссёр, монтажёр
2000 — Марсианские хроники актёр
2002 — Убитые молнией режиссёр, сценарист, оператор
2004 — Прямохождение режиссёр, оператор

Комментариев нет: